Правоохранительная независимость

30.01.13

Правоохранительная независимость

Эксперты МГИМО: Троицкий Михаил Алексеевич, к.полит.н., доцент

Правительство России разорвало соглашение с американцами о сотрудничестве в правоохранительной сфере и в борьбе с наркотиками.

Россия прекращает действие соглашения с США о сотрудничестве в правоохранительной деятельности и сфере контроля за оборотом наркотиков, об этом сообщает сайт правительства. При этом российские власти признают, что в свое время необходимость его подписания была вызвана недостаточным финансированием правоохранительных органов, но сейчас ситуация изменилась. В рамках соглашения США ежегодно выделяли миллионы долларов на разные программы, постоянный обмен опытом между странами.

Россия в одностороннем порядке выходит из межправительственного соглашения с США о сотрудничестве в правоохранительной деятельности и сфере контроля за оборотом наркотиков. Распоряжение об этом 28 января подписал премьер-министр Дмитрий Медведев, а в среду оно было опубликовано на официальном портале правительства.

«Распоряжение инициировано МИДом России, поскольку в настоящее время указанное соглашение не отвечает реалиям сегодняшнего дня и исчерпало свой потенциал», — говорится в сообщении.

Этот договор был заключен 25 сентября 2002 года и предусматривал выделение денег Вашингтоном на борьбу с оборотом наркотиков и преступностью. «Необходимость его подписания тогда была вызвана недостаточным бюджетным финансированием соответствующих правоохранительных программ», — объясняется на сайте российского Белого дома. Уведомить о соответствующем решении поручено Министерству иностранных дел.

В тексте расторгаемого договора речь идет о принципах финансирования совместных программ борьбы с преступностью и наркотрафиком.

«Объем средств, выделяемых правительством США в соответствии с условиями настоящего соглашения, указан в соответствующих документах об ассигнованиях, включая средства на оказание технической помощи и подготовку кадров, которые обеспечиваются на основе контрактов через правительственные учреждения Соединенных Штатов Америки», — говорится в соглашении.

К примеру, в декабре 2006 года американцы передали закупленные ими автомобили «Газель» сотрудникам Астраханской, Новороссийской, Сочинской, Балтийской и Санкт-Петербургской таможен для помощи в борьбе с наркотиками. «Американцы помогают России в борьбе с контрабандой наркотиков», — констатировала тогда правительственная «Российская газета».

Об объемах финансирования можно судить по приложению к соглашению 2002 года, которое касалось именно выделения денежных средств на разные программы. На обеспечение безопасности границ и улучшения работы соответствующих служб американцы выделили $450 тыс., затем дополнительно еще $200 тыс. Сумма в $350 тыс. была выделена на закупку специального оборудования для обнаружения наркотиков в морских портах. Отдельно были выделены деньги таможням Северо-Западного региона ($400 тыс.), на борьбу с детской порнографией ($100 тыс.), противодействие торговле людьми ($330 тыс.). Более $1 млн долларов было направлено на содействие уголовно-процессуальной реформе. Речь идет об объемах финансирования в течение только 2002 года. В дальнейшем, как оговаривалось в приложении к соглашению, должны были быть запрошены дополнительные ассигнования.

Соглашение предусматривало и постоянный обмен опытом между двумя странами, причем по обмену ездили не только сотрудники правоохранительных органов или профильных ведомств, но и законодатели. Так, в апреле 2007 года в США для обмена опытом по проблеме детской порнографии ездила депутат Елена Мизулина.

В рамках того же соглашения на гранты бюро госдепа США по правоохранительной деятельности и борьбе с международным незаконным оборотом наркотиков проводились семинары и конференции по профилактике наркомании, а приглашенные из США эксперты, к примеру, оказывали российским законодателям и прокурорскому сообществу помощь при разработке в 2009 году закона о сделке со следствием.

Сейчас же в американской помощи российская сторона больше не нуждается. «Это всегда была наша юрисдикция и наши полномочия», — подчеркнула в разговоре с «Газетой. Ru» председатель думского комитета по безопасности Ирина Яровая. По ее словам, говорить о том, что России теперь придется в одиночку бороться с наркоторговлей и преступностью, неправильно — в соглашении речь шла исключительно о финансовой поддержке, необходимость в которой теперь отпала. «Полноформатно реализуются наши собственные программы, проекты, и здесь достаточно средств и возможностей — технических, организационных и, самое главное, финансовых, поэтому просто нет необходимости в этом соглашении», — объяснила Яровая.

«Вы, наверно, наблюдаете за тем, что в России сегодня активно реализуется программа современного переоснащения технического и повышения материально-денежного содержания правоохранительных органов. 2002 год и 2013 год — это совершенно разные истории, поэтому говорить о том, что соглашение утратило актуальность, — такое заявление со стороны правительства абсолютно обосновано и объективно», — добавила единоросска.

В свою очередь, политолог, доцент МГИМО Михаил Троицкий уверен, что Россия намерена «кардинально разорвать отношения с США до лучших времен». «Безусловно, любое такое соглашение о сотрудничестве, особенно в таких важных областях, как борьба с контрабандой наркотиков, довольно весомо. Тем более если оно заключено на международном уровне. Это создает значительные проблемы для криминалитета. Другое дело, что подобные соглашения часто становятся заложниками общего климата в отношениях между государствами. Россия и Америка сегодня выясняют отношения по разным направлениям, как результат, обоюдно выходят из целого вороха соглашений. Налицо попытка России кардинально разорвать отношения с США до каких-то лучших времен», — уверен аналитик.

Россия последовательно сворачивает сотрудничество с американцами по проектам, предполагавшим финансирование на государственном уровне из-за рубежа.

Процесс совпал с началом обсуждения и принятия Госдумой закона об НКО, по которому эти организации должны в случае получения денег из-за рубежа регистрироваться как «иностранные агенты». В сентябре МИД России объявил о сворачивании деятельности в России Агентства США по международному развитию (USAID). Эта американская правительственная организация на протяжении 20 лет финансировала ряд проектов в России, причем не только в области правозащитной деятельности или наблюдения за выборами, но и гуманитарным проектам, таким как борьба с ВИЧ и помощь в реабилитации больным наркоманией.

Затем МИД объявил о прекращении деятельности Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Главным объяснением со стороны внешнеполитического ведомства как в отношении USAID, так и ЮНИСЕФ стало то, что Россия перешла из разряда государств, получающих финансовую помощь из-за рубежа, в категорию стран-доноров. ЮНИСЕФ, однако, позволили проработать весь 2013 год, чтобы закрыть поддерживаемые им программы поддержки инклюзивного детского сада в Нижнем Новгороде, детского дома для слепоглухих детей в Сергиевом Посаде, центра реабилитации безнадзорных детей в Санкт-Петербурге, там же расположенного дома для детей из кризисных семей, а также петербургского Института раннего вмешательства, занимающегося поддержкой детей с нарушениями в развитии.

Также Россия отказалась от реализации программы Нанна — Лугара по утилизации ядерного, химического и биологического оружия. Эта программа была принята еще в 1991 года по предложению двух американских сенаторов Ричарда Лугара и Сэма Нанна. Значительные средства по ней выделялись не только России, но и другим странам бывшего Советского Союза. В 1993 году, к примеру, американцы выделили для реализации этой программы почти $250 млн, а в 2010 года — более $400 млн.

25 января США приняли решение о выходе из рабочей группы по вопросам гражданского общества российско-американской двусторонней президентской комиссии, широко разрекламированной «группы Макфола — Суркова» по именам ее первых сопредседателей. Это было воспринято экспертами как подтверждение со стороны администрации Барака Обамы того, что «перезагрузка», провозглашенная в 2009 году в отношениях между Москвой и Вашингтоном, приказала долго жить.

Впрочем, замдиректора Института США и Канады РАН Виктор Супян полагает, что очередной демарш России не ставит крест на взаимоотношениях двух стран: «Я не стал бы категорически говорить, что Россия хочет ограничить свою связь с США. Стоит вспомнить хотя бы недавние заявления Лаврова о последних соглашениях с США, о переговорах о вступлении в ВТО, о ядерном топливе, об облегчении визового режима. Но произошел серьезный сбой, начавшийся со «списка Магнитского». Коллега Супяна по экспертному сообществу, почетный председатель президиума совета по внешней и оборонной политике Сергей Караганов не соглашается: «Этот шаг России в любом случае будет восприниматься как ответ на прекращение американцами участия в группе по гражданскому обществу. Что касается сути документа, то сотрудничество какое-то было, хотя Россия неоднократно выражала недовольство объемом этого сотрудничества. В любом случае решение России — еще один шаг к минимизации отношений с США».

В управлении ФСКН по взаимодействию со СМИ подчеркивают, что «российско-американские отношения в антинаркотической сфере находятся на подъеме и продолжают развиваться по восходящей». В качестве доказательства чиновники приводят несколько совместных спецопераций, проведенных в Центральной Азии и Латинской Америке. «В настоящее время взамен морально устаревшего соглашения… готовится новое, в котором будут отражены современные системы управления антинаркотической деятельностью, принципиально новые подходы в борьбе с транснациональной наркопреступностью», — говорится в сообщении ФСКН, поступившем в «Газету. Ru».

Точка зрения авторов, комментарии которых публикуются в рубрике
«Говорят эксперты МГИМО», может не совпадать с мнением редакции портала.

Источник: Газета.Ру
Распечатать страницу