Ноздрева Раиса Борисовна
д.экон.н., заслуженный деятель науки РФ, профессор
Ноздрева Раиса Борисовна
Служебный телефон
Местный телефон
13-24
Номер комнаты
1017
Email
РИНЦ Author ID:
spin-код: 2053-2274

Ноздрева Раиса Борисовна

д.экон.н., заслуженный деятель науки РФ, профессор
Контакты
Служебный телефон
Местный телефон
Номер комнаты
1017
E-mail
РИНЦ Author ID:
spin-код: 2053-2274

Ноздрева Раиса Борисовна, заслуженный деятель науки РФ, Почетный профессор МГИМО, доктор экономических наук, профессор, с 1967 года работает в МГИМО на кафедре менеджмента и маркетинга, в 1997-2014 годах заведующая кафедрой.

Принадлежит к числу российских экономистов-международников, которые создавали основу для развития таких направлений в экономической науке России, как маркетинг, менеджмент, реклама. Также она является известным российским ученым в области японистики. Ею выявлены системы теоретических и практических подходов к специфической организации маркетинга, менеджмента и международного маркетинга японских фирм.

В 1974 г. защищена диссертация на тему «Внешнеторговая политика в общегосударственных программах Японии» на соискание ученой степени кандидата экономических наук и в 1994 г. — диссертация на тему «Маркетинг в управлении международной деятельностью японских компаний» на соискание ученой степени доктора экономических наук.

Р. Б.Ноздрева является автором более 200 научных работ общим объемом около 600 п. л., ею опубликованы монографии «Маркетинг. Как побеждать на рынке» (1991, 21 п. л.), «Стратегический маркетинг и система планирования Японии. Теоретическое и практическое исследование» (1994, 9 п. л..на японском языке), «Развитие маркетинга и рекламы в России. Компаративный анализ России и Японии» (1995, 9 п. л., на японском языке). В дальнейшем основные положения теории были расширены и опубликованы в учебниках с грифом Министерства образования РФ «Маркетинг» (2002, 17 п. л., в соавторстве), золотая медаль Книжной выставки ВВЦ, «Международный маркетинг» (2005, 62 п. л.), в учебных пособиях «Современные аспекты международного маркетинга» (2004. 18 п. л.), «Антикризисное управление» (2005, 9 п. л.), учебник. «Маркетинг» (2016, 36.4 п. л.); Принимала участие в учебнике Менеджмент ( 2016 г.), учебнике «Менеджмент: Теория, практика и международный аспект ( 2018 г.). Активно публикуется в коллективных научных монографиях — последние опубликованные работы : «Formation and Development of Russia’s Corporate Strategic Planning in a Market Economy» (De Gruyter, 2021); «The Role of the Board of Directors in Corporate Strategic Planning and the Main Areas for Improvement in its Forms and Methods» (De Gruyter, 2021); «Digital Tools in Empirical Marketing Strategies of Global Hotel Companies» (Springer, 2021).

Профессор Р. Б. Ноздрева владеет японским, английским и немецким языками. Ею опубликовано большое количество научных статей, в том числе в журналах Японии и Германии. Японско-русский словарь иероглифов с участием Р. Б. Ноздревой (17 п. л.) пережил шестое издание.

Р. Б. Ноздрева обладает значительным опытом педагогической и научной работы. Лекции, интерактивные семинары, деловые игры и другие виды учебных занятий со студентами, магистрантами и аспирантами Р. Б. Ноздрева проводит на высоком профессиональном уровне.

При ее активном участии в 2000-е гг. в Университете был создан и в настоящее время активно работает целый ряд магистратур по направлению менеджмент, в том числе магистратура «Международный нефтегазовый бизнес» ( в партнерстве с Высшей школой бизнеса Университета Nord, Будо, Норвегия ,МИЭП), «Менеджмент в области военно-технического сотрудничества и высоких технологий» ( в сотрудничестве с ГК «РОСТЕХ», МЭО-ФПЭК), Программа МВА совместно с ПАО «НК «Роснефть», МИЭП) и другие. В течение многих лет является научным руководителем магистратуры «Международный бизнес» (МБДА).

Под руководством и при непосредственном участии Р. Б. Ноздревой как Члена Президиума УМО МГИМО по международным отношениям и Председателя Учебно-методического совета по рекламе за период с 1994 г. было подготовлено три поколения Государственных стандартов высшего образования по специальностям (направлениям) менеджмент, маркетинг, реклама (и связи с общественностью), коммерция, осуществлена экспертиза и лицензирование около 120 вузов Российской Федерации по специальности реклама, а также разработан пакет учебных планов и программ, утвержденных Министерством образования и науки РФ как базовые, рекомедованные для всех соответствующих высших учебных заведений России.

В настоящее время — член редакционного совета журнала «Маркетинг в России и за рубежом», журнала «Маркетинг», член научного совета журнала «ВЕСТНИК МГИМО-Университета».

Профессор Ноздрева Р. Б. получила признание как ученый и преподаватель за рубежом. Она является Экспертом ООН по госрегулированию (Public Administration), Членом Японской ассоциации маркетинга, Членом Японской ассоциации стратегического менеджмента, неоднократно выступала с лекциями и докладами в зарубежных вузах Японии, Китая, США, Германии, Италии, Словакии, Болгарии.

Ноздрева Р.Б. награждена «Медалью Ордена За заслуги перед Отечеством II степени», Медалью «Ветеран труда», Медалью «В память 850-летия Москвы», за добросовестную и плодотворную работу в системе Министерства иностранных дел имеет благодарность от Министра иностранных дел Российской Федерации, награждена Нагрудным юбилейным знаком «Министерство иностранных дел Российской Федерации. 200 лет». В 2008 г. Ноздрева Р. Б. награждена Знаком «Заслуженный деятель науки Российской Федерации», отмечена Благодарностью Правительства РФ (2014 г.), Решением Совета МГИМО награждена почетным званием Почетный профессор МГИМО (2015 г.), почетными грамотами «60 лет МЭО МГИМО» (2018 г.), «75 лет МГИМО» (2019 г.).

Курсы:

  • Маркетинг
  • Международный маркетинг
  • Антикризисное управление
  • Актуальные вопросы международного менеджмента
  • Управленческое консультирование


R. B. Nozdreva
Professor, Doctor of Science (Economics)
Honored worker of science of the Russian Federation

Department of Management, Marketing and Foreign Economic Activities named after I. N. Gerchikova

Academic degrees:

  • 1974 — Post-graduate studies in Economics at the Moscow State Institute of International Relations (MGIMO) with the thesis: «Foreign trade policy in Japan’s national programs»;
  • 1994 — Doctor of Science in Economics with the thesis «Marketing in international management of Japanese companies».

Work experience at MGIMO: since 1967.
Prof. Nozdreva is one of the Russian international economists who created the basis for the development of such areas in the Russian economic science as marketing, management, advertising. She is also a famous Russian scientist in the field of Japanese studies.

Subjects taught:

  • Marketing
  • International Marketing;
  • Crisis Management;
  • Relevant Issues of International Management;
  • Management Consulting.

Publications: author of more than 200 scientific papers, monographs, textbooks.

Foreign languages: English, German and Japanese.

Awards:

  • The Medal of the Order «For Merit to the Fatherland» (II Class);
  • The Medal «Veteran of Labor»;
  • The Medal «In Commemoration of the 850th Anniversary of Moscow»;
  • The Medal «200th Anniversary of Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation»;
  • Honored worker of science of the Russian Federation, 2008.

Публикации
Курсы